Территориальное расположение – СПб, ул. Маяковского, 41, галерея «Мастер»
Абрам Раскин
Обзор
Петербургские искусствоведческие тетради – это уникальное в современном искусствоведческом мире издание, которое в достаточно сложный период регулярно публикует тексты по изобразительному искусству. Особенно это важно для Санкт-Петербургского Союза художников, который в 1990-е утратил многие возможности, которые были до тех пор. «Тетради» — это самый полный и доступный источник информации о деятельности наших мастеров ХХ–ХХI века, о творческой жизни в Ленинграде-Петербурге в советский и постсоветский период. Это огромный список имён, известных и мало известных, которые составляют историю Союза, каким он был и какова она есть. Ряд текстов, написанных искусствоведами, являются единственным печатным свидетельством об авторе, единственной живой ниточкой, которая протянута в новые времена. Молодые искусствоведы, мечтающие поступить в Союз, нередко получают свидетельство своей творческой зрелости именно на страницах «Тетрадей». Наша секция СХ называется секцией «Критики и искусствоведения». Однако, с серьёзной профессиональной критикой дело обстоит очень плохо. Время, обстоятельства нашей жизни не способствуют критическому осмыслению художественного процесса. Искусствоведы в основном заняты описанием творчества тех или иных мастеров, и это понятно, потому что мы пережили «критический бум» в 1980-х и 90-х, когда ломалась вся идеологическая система, и по сути прошла духовная война. После этого художники оказались на грани выживания вместе с искусствоведами, и требовалась поддержка всей творческой сфере изобразительного искусства, которое лишилось опоры на государственные институции и худфонды, являвшиеся организаторами работ. И всё же в такой обстановке на страницах издания осуществляются такие попытки. В последние годы искусствоведы регулярно участвуют в общесоюзовских выставках своими публикациями. Среди них «Тетради» мы обязательно видим в наших витринах. Санкт-Петербургский Союз художников единственный в стране возродил традицию празднования «Дня художника» и стал инициатором проведения «Дня искусствоведа». В этих мероприятиях, как правило, представляются «Искусствоведческие тетради». Конечно же, без них не обходится ни одна профессиональная конференция, авторский творческий вечер. Чрезвычайно важно, что это издание получают библиотеки страны. По сути, это наиболее полная энциклопедия творческой деятельности огромного коллектива художников и искусствоведов. И, повторяю, что это особенно важно для постсоветского этапа нашей культурной истории, который тенденциозно и неравноценно освещался в данный период. Читатели позднейших времён смогут лучше ориентироваться в событиях последних десятилетий, имея, по существу, научно-художественное пособие в виде наших «Тетрадей». В качестве пожелания: было бы замечательно, чтобы на страницах издания более регулярно отражались события в культурной жизни нашего Союза. То есть, очень желателен раздел «Хроники», где бы отмечались важные акции в нашей художественной среде. Я поздравляю небольшой, но замечательный коллектив, который во многом бескорыстно вкладывал и вкладывает свою душу, свой труд в это нужное дело. Если бы не их энтузиазм – имели бы мы такое пристанище для наших мыслей, наших чаяний и надежд! Могли бы мы поделиться тем колоссальным опытом, который имеем от общения с живыми мастерами?
Маргарита Изотова, Председатель секции критики и искусствоведения СХ СПб
Поэт, искусствовед, Заслуженный деятель искусств
Российской Федерации, член Союза художников России,
Вице-председатель Санкт-Петербургского Общества акварелистов, автор более 650 печатных работ по истории искусства и архитектуры, а также о современных художниках, автор двенадцати поэтических сборников, в том числе книг «Исповедное» (2012) и «Души биенье» (2014). Награжден Золотой медалью ВТОО «Союз художников России» — «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013). Почетный член СПб РО ООО «Ассоциация искусствоведов АИС», основоположник выпуска «Петербургских искусствоведческих тетрадей». Председатель правления Санкт-Петербургского отделения Творческого союза историков искусства и художественных критиков международной ассоциации искусствоведов (АИС) и составитель сборников «Петербургские искусствоведческие тетради»
с 1993 по 2022 год.
Искусствовед, доцент, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Член Союза художников России, ИКОМ, АИС. Действительный член Петровской академии наук
и искусств. Автор монографий о П. К. Клодте (2005), И. П. Витали (2006),
Н. С. Пименове (2007), М. М. Антокольском (2008), «Ваятели и их судьбы» (2006). «Размышления о скульптуре» (2010) и «Очерки о скульптуре. Избранное» (2017) написаны в соавторстве с Б. Б. Тычининым. За создание энциклопедии
«Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703–2007» в 2008 году награждена
Золотой медалью Российской Академии художеств. В 2020 г. в соавторстве
с Б. Б. Тычининым издана монография «Эпоха Марка Антокольского. От классицизма до модерна. Российские скульпторы середины и второй половины XIX века. Научная реконструкция биографий» (М.: БуксМАрт). Награждена Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2021). Благодарность Комитета по Культуре Санкт-Петербурга (2022). Автор 300 публикаций
и 100 научных докладов. Составитель «Петербургских искусствоведческих тетрадей».
Поэт, член Союза художников России, член бюро секции критики
и искусствознания СПб Союхза художников, член Российского Союза профессиональных литераторов (СПСЛ), автор ряда искусствоведческих эссе, статей и монографий о творческих личностях современности, в том числе книг «Древо Жизни»,
«В поисках себя», о незрячем художнике Олеге Зиновьеве «Золотое сечение судьбы», «Уроки Тьмы», «Хроника Лёлькиных аллюзий», «Неизбывное», «Пьесы для старого чемодана». Соавтор з. д. и. РФ
А. Г. Раскина в монографиях «Скульптор Швецкая — классик реставрации», «Строгий талант», «Ирина и Юрий Грецкие» и др.. Автор 13 поэтических сборников, 12 пьес. Дипломант, призер, лауреат 10 литературно-поэтических всероссийских и международных конкурсов, в том числе Германского Международного литературного конкурса «Лучшая книга года» за книгу «Золотое сечение судьбы» (2015) и поэму «Исповедь гардеробщицы» (2020, Берлин-Франкфурт). Лауреат звания «Мастер» (2018). Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2021). Благодарность Комитета по Культуре Санкт-Петербурга (2022). Почетный член и поэт Клуба любителей искусства Русского музея. Составитель сборников «Петербургские искусствоведческие тетради».
Искусствовед, член Санкт-Петербургского Союза художников России, автор-составитель альбома «Поиски самовыражения. Живопись. М.–Л. 1965-1990», США, Колумбийский музей искусств; автор вступительной статьи книги-альбома «Гавриил Малыш. Живопись», Бельгия; награждена Золотой медалью ВТОО «Союз Художников России»— «Духовность. Традиции. Мастерство» в 2021 году. Заведующая отделом зарубежных связей Санкт-Петербургского Союза художников России
и секретарь-референт Санкт-Петербургского отделения Творческого союза историков искусства и художественных критиков международной ассоциации искусствоведов (АИС)
с 1993 по 2022 годы. Составитель сборников «Петербургские искусствоведческие тетради».